навигация
также смотрите
Наш магазин предлагает большие скидки на роллетные рулонные ворота в Москве и области.



Биография

Майк родился 12 апреля 1955 г. в Ленинграде в "семье служащих". Его родители были коренными ленинградцами, отец - преподавал в техническом вузе; мать работала в библиотеке.

Главным воспитателем, да и авторитетом Майка была бабушка. Бабушка была культурным и очень образованным человеком, а главное - она любила детей, понимала их и всегда находила с ними общий язык. Майк очень рано научился читать, в 5 лет. В детском саду он был по поручению воспитательницы постоянным чтецом.

Прозвище свое получил в школе с углубленным изучением английского языка, где и началось его увлечение рок-н-роллом. Именно школьная учительница по английскому языку впервые назвала его Майком.

Музыкой Михаил начал интересоваться еще в школе, но в отличие от большинства сверстников, которые предпочитали слушать британский бит, а затем хард-рок, увлекался ритм-энд-блюзом Rolling Stones, американской фолк-музыкой, поэзией Боба Дилана и Марка Болана. Он слушал диски Rolling Stones, The Beatles, Jefferson Airplane, собирал западные статьи про T.Rex, Doors, D.Bowie. Под влиянием творчества этих групп он еще школьником начал сочинять собственные песни на английском языке, но так и не донес их до сцены. Магнитофон и гитару родители купили Мише к шестнадцатилетию, т.е. в 1971 году, когда вся молодежь этим увлекалась. Свою первую гитару, очень недорогую и, вероятно, не очень хорошую, он любил нежно и преданно. Играть на гитаре он учился самостоятельно, хотя, возможно, на первых порах ему помогал кто-то из друзей. Майк проявил свойственное ему терпение, прилежание и настойчивость. Возможно, даже чрезмерную. В 1972 году 17-летнего Майка "за тунеядство" с позором исключили из комсомола. Он долго не знал нотной грамоты, но всегда отказывался пойти в музыкальную школу. Майк почему-то считал это совершенно ненужным и даже вредным.

После окончания школы он знал английский так хорошо, что вполне мог бы поступить на филологический факультет университета, однако такого желания не изъявил. Углубление и расширение знания языка было у Миши всегда связано с его увлечениями. Он прочитал, перевел, законспектировал такое количество литературы, что был уже авторитетным специалистом по теории и истории рок музыки. Майк и в дальнейшем много занимался литературными переводами с английского. Его перу принадлежат переводы таких произведений, как "Иллюзия" Ричарда Баха, фантастические романы Эрика Фрэнка Рассела (изданы в начале 1990-х) и множество материалов о ставших классическими англоязычных рок-музыкантах.

Первые песни начал писать на английском под влиянием любимых авторов: Боба Дилана, Марка Болана, Дэвида Боуи, групп The Beatles, Rolling Stones, Jefferson Airplane, но со временем романтические образы сменила мрачноватая урбанистическая поэзия в стилистике Лу Рида. Название "Зоопарк" появилось задолго до появления самой группы, поскольку свои первые тексты Майк уже тогда подписывал "зоопарковая музыка". Первая русскоязычная песня (к сожалению, не сохранившаяся) называлась "Ждать и верить". Начинал Майк как басист, и до 1975 г. играл в малоизвестных коллективах ("Союз", "Вокально-инструментальная группировка им. Чака Берри"), где исполнял преимущественно рок-стандарты Чака Берри и Литтл Ричарда. В 1974 г. познакомился с Гребенщиковым и участвовал в записях "Аквариума" - "Таинство брака" и "A Wedding Jam Live At Astoria" (утерянная запись джем-сейшена на свадьбе у Гребенщикова, в котором приняла участие "Машиной Времени").

Летом 1978 г. на берегу Невы посредством магнитофона "Электроника-302" Майк и Гребенщиков записали магнитоальбом "Все братья-сестры", выпущенный тиражом 20 экземпляров и разошедшийся по стане десятками тысяч копий. Альбом входит в дискографии как Гребенщикова, так и Науменко.

После второго альбома "Сладкая N и другие", включавшего такие хиты, как "Пригородный блюз", "Дрянь", "Прощай, детка", Майка стали узнавать на улицах. После третьего "LV" (читается не "Эль Вэ", а "Пятьдесят Пять" - год рождения Майка) его имя стало культовым.

Первый концерт группы "Зоопарк", созданной Майком из осколков гаражной команды "Прощай, черный понедельник", состоялся в Москве осенью 1981 г. Впоследствии Майк выступал и как сольный автор, и как лидер группы "Зоопарк". Состав группы постоянно менялся. Помимо музыки интересующимся личностью Майка стоит ознакомиться с его переводом книги Ричарда Баха "Иллюзии". Практически все российские рок-музыканты признают влияние Майка на их собственное творчество.

На протяжении трех лет "ЗООПАРК" регулярно выступал дома и выезжал в Москву, где Майк поначалу пользовался гораздо большим успехом, нежели в Ленинграде, был почему-то воспринят тамошней публикой как панк, несколько раз выступал в сопровождении музыкантов группы "ДК" и сделал концертный альбом "Blues de Moscou".. В Питере за это время Науменко сыграл гитарное соло на дебютном концерте группы "КИНО" в марте 1981 и записал на студии "АнТроп" альбом "Вчера и позавчера... в уездном городе N" (1983).

В мае 1983, на 1-м фестивале рок-клуба, в составе "ЗООПАРКА" появился пианист и певец Александр Донских. ". Хотя выступление "ЗООПАРКА" оказалось неровным, и группа не стала лауреатом, сам Майк получил приз за лучшие тексты. К следующей зиме оригинальный состав группы распался.

В марте 1984 Науменко и Храбунов появились на сцене клуба в сопровождении ритм-секции "АКВАРИУМА": Михаил Васильев (бас) и Петр Трощенков (барабаны). Выступление "ЗООПАРКА" на 2-м Ленинградском рок-фестивале стало одним из его центральных событий, однако начатая в то время Министерством культуры кампания против самодеятельного рока, инспирированная провокационными статьями композитора Александра Морозова в "Комсомольской правде" и В. Власова в Ленинградской "Смене", несомненно, повлияла на решение жюри, хотя группа получила приз зрительских симпатий и специальный приз, учрежденный Оптическим институтом. Летом 1984 Андрей Тропилло записал, как оказалось впоследствии, последний студийный альбом группы "Белая Полоса", на котором играли басист "АКВАРИУМА" Александр Титов и барабанщик "СЕКРЕТА" Алексей Мурашов. В ноябре 1984 Майк и Храбунов сыграли один концерт, усиленные ритм-секцией "АЛИСЫ" (Святослав Задерий - бас и Михаил Нефедов - барабаны), но этот альянс тоже оказался непрочным и "ЗООПАРК" пропал на девять месяцев. Лишь в августе 1985 поиски подходящих музыкантов временно завершились, и на сцену вышел новый "ЗООПАРК".

В сентябре 1987 "ЗООПАРК" выступил на Всесоюзном рок-фестивале в Подольске, много гастролировал по стране - на каком-то этапе он был самой концертирующей группой рок-клуба, а возможно, и всей страны. В 1988 Тропилло выпустил на пластинке слегка урезанную версию альбома "Белая полоса". В апреле того же года Муратов ушел в "ДДТ", и "ЗООПАРК" вернулся к составу квартета, хотя активность группы с этого момента начала резко снижаться.

В начале 1990 режиссер Александр Киселев снял на Ленинградской студии документальных фильмов посвященную "ЗООПАРКУ" ленту "Буги-вуги каждый день", для которой группа записала несколько своих ранее не издававшихся номеров (позднее вошедших в альбом "Музыка к фильму"). Спад широкого интереса к рок-н-роллу, а с ним и гастрольной активности, плюс нараставшие проблемы практически вывели "ЗООПАРК" из игры: попытка Андрея Тропилло (летом 1989 избранного директором Ленинградской студии грамзаписи) привести группу в студию так не увенчалась успехом.

В мае с "ЗООПАРКОМ" вновь расстался Куликов, а басистом стал Наиль Кадыров из группы "ПОЧТА", которая аккомпанировала Юрию Морозову и записала в конце 80-х годов два интересных магнитофонных альбома. 14 марта 1991 Майк Науменко в последний раз появился на сцене, исполнив в сопровождении "АКВАРИУМА" свой Пригородный блюз на фестивале, посвященном 10-летию Ленинградского рок-клуба.

Летом 1991 московский инди-лейбл "Эрио" выпустил на пластинке альбом Майка Науменко "LV" (записанный в 1982 Игорем "Панкером" Гудковым), а 30 августа того же года Майк Науменко умер. Певец был найден мертвым у себя дома: причиной его смерти стал перелом основания черепа.

Что касается остальных участников "ЗООПАРКА", то Александр Храбунов играет с группами, исполняющими каверы рок-н-ролльной классики («The Hoox», «Слоны»). Весной 1998 года Александр Донских, Александр Храбунов, Наиль Кадыров и барабанщик Виталий Семёнов объединились для серии ностальгических концертов, исполняя хиты из репертуара «Зоопарка». Позднее эта группа, назвав себя «Зоо-Парк», продолжала выступать в клубах уже без Храбунова.
Кирилов покинул музыку.
Куликов умер в 1994.
Последний басист "ЗООПАРКА" Наиль Кадыров продолжил свою карьеру в группах "ОАЗИС Ю", "ВЕРМИШЕЛЬ-ОРКЕСТР" и "Разные Люди". В 2006 году совместно с Юрием Николаевым (барабаны) присоединился к группе «Puttin’ On The Beatles Style», а с 2010 года играет в группе «Shaggy Train».
реклама